Несмотря на большое количество работ, посвященных организации и проведению тренингов, существует целый ряд вопросов, касающихся внедрения подобной формы обучения в образовательных организациях, которые требуют уточнения и определения. Чтобы найти ответы на большинство из этих вопросов, мы постараемся выявить и обосновать условия и возможности применения тренинга как средства формирования профессиональных компетенций менеджера в сфере принятия управленческих решений.
Современные рыночные условия диктуют новые правила к подготовке таких специалистов, как менеджер. Поэтому сегодня очень актуально применение нестандартных организационных форм обучения, одной из которых является тренинг, ориентированный на требования рынка труда и способный обеспечить всеми знаниями, навыками и умениями , благодаря которым молодой специалист максимально быстро сможет адаптироваться к профессиональной деятельности.
Несмотря на большое количество работ, посвященных организации и проведению тренингов, существует целый ряд вопросов, касающихся внедрения подобной формы обучения в образовательных организациях, которые требуют уточнения и определения. Чтобы найти ответы на большинство из этих вопросов, мы постараемся выявить и обосновать условия и возможности применения тренинга как средства формирования профессиональных компетенций менеджера в сфере принятия управленческих решений.
Основы тренинга по менеджменту
Традиционно учебный процесс тренинга предусматривает применение таких видов учебных занятий, как лекции, семинары, практические и лабораторные работы. Комплексное применение этих форм обучения дает возможность сформировать базовые знания, умения и навыки в определенном направлении. При этом огромное значение придается не только теории, но и практическому применению полученных знаний. Ведь максимально эффективное усвоение материала возможно только в случае практической проработки студентами определенных действий. Также тренинг включает в себя проведение комплекса упражнений, которые имеют научную основу и осуществляются по специальной методике.
Поскольку в своей профессиональной деятельности менеджеры достаточно часто сталкиваются с проблемами, которые требуют мгновенного и нестандартного коллегиального решения, тренинги предусматривают подготовку специалистов в области менеджмента путем применения интерактивных форм. Такие формы способствуют обучению студентов через взаимодействие друг с другом и позволяют активно использовать задачи, которые отражают реальные производственные ситуации. Так, например, одной из важнейших функций менеджера является способность молниеносно принимать правильные управленческие решения. Реализация такой функции предполагает не только усвоение и обобщение студентами соответствующих знаний, но и формирование таких компетенций, как:
- разделение этапов принятия решений, касающихся управления предприятием,
- применение самых разных методов принятия управленческих решений,
- адекватная оценка эффективности принятого решения.
Для быстрого формирования у студентов этих компетенций разработчики профильных тренингов стремятся не только определить и обосновать набор форм и технологий обучения по теме "Принятие управленческих решений", но и выработать критерии оценки работы студентов.
Основная задача тренингов по менеджменту
Основной задачей тренингов, в том числе и по такому направлению как "Принятие управленческих решений", является закрепление полученных в ходе обучения теоретических знаний о процессе принятия управленческих решений, а также приобретение умений и компетенций для их разработки, оценки и реализации. Одним из главных условий реализации основной задачи тренига является использование соответствующих тренинговых технологий, ориентированных на концептуализацию практического опыта студентов и актуализацию накопленных теоретических знаний.
Особенность применения тренинговых технологий в подготовке менеджеров заключается в том, что они способствуют активному участию обучающегося в развитии собственных знаний и формированию профессиональных навыков и компетенций. Кроме того, тренинговые технологии побуждают участников занятий к:
- творческой активности – одно из наиболее важных требований, предъявляемых к современным менеджерам;
- межличностного взаимодействия студентов при работе в команде –один из факторов успешного выполнения функций менеджера;
- поиску необходимой информации и аналитическому мышлению – основные составляющие успешного формирования навыков принятия управленческих решений в условиях неопределенности или недостаточного количества информации;
- формированию у студентов практических навыков по выполнению индивидуальных заданий и принятию индивидуальной ответственности – имеет большое значение при принятии управленческих решений;
- публичной презентации индивидуальных и коллективных результатов.
При проведении тренинга по направлению "Принятие управленческих решений" предлагается применять такие формы и технологии тренинга, как:
- презентация, работа в малых группах, "мозговой штурм" – для актуализации знаний и оценки уровня осведомленности студентов;
- "круг", работа в малых группах, деловая игра – для поиска возможных и наиболее эффективных путей решения проблемы;
- "микрофон", "аквариум", дискуссия – для рефлексии.
Важной частью тренинга является самостоятельная работа и критерии оценки успешности работы студентов. Активность в группе может быть оценена как тренером-преподавателем (тренер - преподаватель оценивает активность студентов методом наблюдения за работой группы), так и всей группой.
Основные тренинговые технологии
Презентация
Презентация представляет собой выступление перед аудиторией, основная цель которого – донести и продемонстрировать определенную информацию до слушателей в удобной для восприятия форме. Как правило, в тренингах по менеджменту презентации направлены на:
- предоставление информации о тренере-преподавателе;
- инструктаж относительно графика тренинга и выполнения поставленных задач;
- представление результатов коллективной работы.
"Круг"
"Круг" – интерактивная тактика, позволяющая каждому участнику тренинга высказать свою точку зрения. При использовании данной технологии участники группы включаются в процесс обучения, учатся лаконично выражать свое видение ситуации, брать персональную ответственность за свои действия. Чаще всего "круг" используется при знакомстве с участниками.
"Мозговой штурм"
Применение метода "мозгового штурма" побуждает участников проявлять творчество, развивает способность быстро анализировать ситуацию, формирует умение толерантно относиться к чужим мнениям, систематизировать информацию и выявлять самые важные моменты. Как правило, "мозговой штурм" применяется при определении методов принятия управленческих решений.
Деловые игры
При проведении деловой игры участники тренинга моделируют процесс организации и функционирования предприятия. Студенты имеют возможность почувствовать себя менеджерами предприятия, которые принимают управленческие решения в условиях, приближенных к реальным (в деловой игре используются преимущественно ситуации, которые происходили на различных предприятиях в реальной жизни).
Дискуссия
Основной целью дискуссии является установление правил и обсуждение результатов работы группы в частности и тренинга в целом. Также дискуссия способствует проявлению активности студентов, избавлению от нерешительности и улучшению ораторских способностей.
Вместо заключения
Принимая во внимание тот факт, что тренинг нацелен на приобретение студентами не столько теоретических знаний, сколько практических навыков, внедрение тренинга в учебный процесс при подготовке современных менеджеров не просто целесообразен, а необходим.. Применение в процессе обучения перечисленных выше тренинговых технологий позволит образовательным организациям готовить специалистов, которые будут выходить из стен альма-матер с уже сформированными профессиональными компетенциями в сфере принятия управленческих решений. Соответственно, с первых же дней своей работы они смогут выполнять свои профессиональные обязанности в полном объеме.