Ваш город:

Самообразование или образование, что лучше?

6 июл. 2021 г.
1
4573

На различных интернет-ресурсах регулярно возникают споры об эффективности обучения в ВУЗах, ССУЗах и разнообразных курсах. И всегда находятся такие люди, которые считают: «зачем платить за то, что ты можешь изучить сам и бесплатно?»

Самообразование или образование, что лучше?

И в самом деле, а нужно ли сегодня тратить нервы, время и деньги на поступление в образовательную организацию, если благодаря интернету доступны практически все обучающие материалы? Мы, конечно же, не говорим о тех направлениях, где в принципе невозможно самостоятельное обучение (например, медицина или педагогика). А вот такие профессии, как nail-стилист, кондитер, SMM-специалист или таргетолог вполне можно освоить самостоятельно, не выходя из дома. Возникает только вопрос: а стоит ли полагаться на свои силы или лучше все-таки пойти «по уже проторенной дорожке» и доверится опытным педагогам?

Итак, давайте взвесим все «за» и «против» самообразования и обучения в образовательной организации, и в конце подведем итоги.

Самообразование: для экономных или для любознательных?

В большинстве случаев самообразование намного эффективнее, чем обучение на базе образовательной организации. Во всяком случае, именно так считает подавляющее большинство вчерашних выпускников ВУЗов и ССУЗов. И в качестве аргументов они выдвигают такие доводы:

  • гибкий график обучения – самостоятельное изучение информации позволяет управлять расписанием так, как удобно именно вам. Не нужно подстраиваться под чужой распорядок, ходить на занятиях к определенному часу и тратить свое время на изучение той информации, которая в принципе не нужна, но ее приходится слушать, поскольку она входит в программу обучения
  • всегда актуальные знания – в ходе самообразования вы четко знаете, для чего вы это делаете, и что вам нужно. Поэтому вы не отвлекаетесь на изучение устаревших сведений, отдавая предпочтение самой свежей информации. Например, если вы планирует самостоятельно освоить профессию SMM-ка, то вы не будете целенаправленно изучать историю возникновения социальных сетей (конечно, если вам это не интересно в принципе), а все свои силы направите на изучение трендов в маркетинге и особенностей разработки стратегий по продвижению товара/компании/услуги
  • возможность выбирать себе наставника – вы, и только вы, будете выбирать себе того наставника, который говорит с вами на одном языке, который лично вам симпатичен и вызывает доверие. При этому вы не будете получать только знания и не зависеть от своего наставника
  • свободный выбор программы обучения – если вы выбрали программу обучения и после первого же занятия поняли, что она вам не подходит, то никто не мешает вам сразу же переключиться на другую программу (а при желании, изучать сразу две/три/четыре программы одновременно)
  • возможность сэкономить – совсем необязательно выбирать платные программы обучения. Сегодня в интернете можно легко найти совершенно бесплатные мастер-классы, видеоуроки и рекомендации специалистов, которые если и не раскрывают в полной мере суть вопроса, то дают базовые знания и задают вектор движения по поиску нужной информации

Но не все так радужно и просто, как может показаться. У самообразования не меньше (а то и больше) недостатков. Среди которых особенно можно выделить такие моменты:

  • нужно обладать силой воли и быть дисциплинированным – да, в ходе самообразования можно изучать информацию, сидя в шезлонге на пляже и поедая клубничное мороженное. Но в какой-то момент можно забыть, что именно вы делаете на пляже. Поэтому нужно иметь огромную силу воли, чтобы систематично заниматься хоть и важным, но достаточно скучным делом, от которого зависит ваша карьера и жизнь в целом. Даже летом. Даже когда хочется просто полежать в шезлонге и отложить все на завтра.
  • некому дать «волшебного пенделя» - самообразование подразумевает отсутствие преподавателя, который, чаще всего, и раздает эти самые «пендели» направо и налево. А иногда, без пинка со стороны, лень не только что-то там изучать, но и просто встать с дивана

Традиционное образование: атавизм или школа жизни?

Ну а теперь давайте рассмотрим преимущества и недостатки традиционной формы обучения. И начнем мы, конечно же, с недостатков. Почему именно с них? Да потому что сегодня только ленивый не говорит о том, что традиционная форма обучения морально устарела и ее нужно менять. Итак, среди основных недостатков образования можно выделить:

  • отсутствие технической составляющей в программе обучения – у современной молодежи хорошо развито так называемое «слайдовое» мышление, из-за чего им сложно воспринимать информацию без движущихся объектов и ярких картинок. Уже через 10 минут обычного занятия (когда педагог объясняет тему и демонстрирует простые иллюстрации) ученики начинают скучать и перестают воспринимать информацию
  • невозможность проконтролировать уровень знаний каждого – если группа обучающихся превышает 5-10 человек, то педагог физически не может уделить внимание каждому. Соответственно он не может провести полноценный индивидуальный опрос, выявить и устранить пробелы в знаниях конкретного обучающегося
  • одинаковая информация для всех – специалисты одного потока обучаются по одной программе. Поэтому если вы, например, поступили на специальность «Повар-кондитер», и хотите только научиться готовить и украшать десерты, будьте готовы к тому, что вам придется дополнительно изучать состав и биологическую ценность продуктов, сроки и условия их хранения, основы лечебной и диетической кулинарии и т.д.

Конечно же, говорить о недостатках традиционного образования можно еще долго, поскольку оно, действительно, порядочно «отстает» от современных требований и тенденций. Но не все так плохо. Есть у традиционной формы обучения и несомненные преимущества, к которым можно отнести:

  • системный подход к обучению – материал подается линейно и последовательно: если одна тема пропущена, следующую понять уже сложно. Поэтому обучающиеся заинтересованы в том, чтобы не пропускать занятий и выполнять все рекомендации педагога
  • фундаментальность знаний – программа обучения в традиционном образовании направлена на то, чтобы обучающийся получил как всесторонние теоретические знания в рамках выбранного направления, так и практические навыки
  • приобретение коммуникативных навыков – в университете, колледже или техникуме вчерашние дети взрослеют, пытаются понять, кто они и учатся выстраивать отношения, общаться и взаимодействовать с другими талантливыми людьми. А если учесть, что без умения выстраивать деловые и личностные отношения с коллегами/партнерами/заказчиками сегодня невозможно добиться успеха как в профессиональной, так и в личной жизни, это преимущество традиционного образования имеет колоссальное значение

Образование VS самообразование: так что же лучше?

Подведем итоги:

  • самообразование подходит только тем, кто обладает силой воли, имеет склонность к самодисциплине, от природы любознателен и хочет немного сэкономить на образовании
  • традиционное образование необходимо выбирать тем, кто готов жертвовать своим комфортом и большую часть дня жить по установленному образовательной организацией распорядку дня ради получения фундаментальных знаний и приобретения коммуникативных навыков

Если же говорить более предметно, то идеальный вариант получения образования находится где-то посередине. Все дело в трюках сознания и мотивации.

Например, прохождение бесплатного курса или изучение информации из открытых источников вы, скорее всего осилите не с первого раза. И не потому, что вам это не интересно, а потому, что всегда будут находится дела поважнее. А вот если вы заплатите за программу обучения, то у вас сразу же поменяются приоритеты. И вы через «не хочу» будете выполнять домашнее задание и добросовестно посещать занятия. Иначе вас просто «жаба задушит» (звучит немного утрированно, но суть от этого не меняется).

Поэтому лучше всего не отдавать предпочтение только самообразованию или обучению в ВУЗе или ССУЗе, а совместить эти два вида образования. Да, в процессе самообразования можно получить исключительно те знания, которые нужны вам здесь и сейчас. Но в итоге вы приобретете лишь узкие знания, которые не позволят вам расти и развиваться. В свою очередь, на базе учебного заведения вы сможете получить образовательную базу, которая при стремлении к самообразованию позволит вам научиться еще чему-то. Другими словами, учебное заведение научит вас алфавиту, а вы сами будете решать какие слова и фразы вам хочется составить из этих букв.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Встреча Президента России с участниками IV Конгресса молодых учёных
С 27 по 29 ноября 2024 года на федеральной территории «Сириус» прошло ключевое мероприятие Десятилетия науки и технологий – Конгресс молодых ученых, к..
Глава Минобрнауки РФ принял участие во встрече Президента России с участниками IV Конгресса молодых учёных
3 дек. 2024 г.
0
74
Ученик российской школы в классе на уроке
Первый замглавы комитета Государственной Думы РФ по просвещению Яна Лантратова («Справедливая Россия – За правду») выступила с предложением о сокращен..
В Госдуме РФ предложили уменьшить количество уроков для снижения нагрузки на школьников
2 дек. 2024 г.
1
662
Мария Захарова - официальный представитель МИД РФ
Как сообщает ТАСС, официальный представитель МИД РФ Мария Захарова презентовала учебник «Международная безопасность в эпоху искусственного интеллекта»..
М. Захарова представила учебник по международной безопасности в эпоху ИИ под собственной редакцией
29 нояб. 2024 г.
1
1975
Комментарии
Наталья Губанова
Гость
11 июл. 2021 г., 12:26

Ничего лучше, чем впихивать детям с первого класса финансовую грамотность, Министерство просвещения не придумало. Но думаю, что это придумало не оно, а через давление кого-то другого. А у самого министерства ума не хватает, чтобы понимать - в этом возрасте надо взращивать нравственные, гражданские качества, заботиться о воспитании души ребенка, его поведения "под крылом взрослых" (об этом говорит педагогика - наука о воспитании детей, а не бабки на лавочке в лице разных "экспертов"), а не втирать ему расчетливость, выгоду прежде доверия и альтруизма. В старших классах можно, но тогда это не будет так вредить психике. Всему свое время. О сензитивных периодах в развитии ребенка министерство что-нибудь читало? А то у нас с детсада бегут выполнять указы втирать финансовую грамотность малышам, прежде понятий о долге, чести, любви к ближним.

Оставить свой комментарий

Ваш город: